УЧЕБНИК ВОДИТЕЛЯ
На главную Карта сайта Написать письмо  
Вождение и обслуживание мотоцикла
Основы управления мотоциклом и безопасность движения
Введение
Конструктивные и эксплуатационные свойства мотоциклов
Особенности мотоциклов
Характеристики мотоциклетных двигателей
Силы, действующие на мотоцикл. Активная и пассивная безопасность
Устойчивость мотоцикла
Выбор мотоцикла
Органы управления мотоциклом
Базовые приемы управления мотоциклом
Подготовка к экзаменам и их сдача
Подготовка к выезду
Управление мотоциклом в дорожной обстановке
Вождение в сложных дорожных условиях и критических ситуациях
Управление мотоциклом на бездорожье
Устройство и техническое обслуживание мотоциклов



загадочный дивный сад онлайн

версия для печати

Силы, действующие на мотоцикл. Активная и пассивная безопасность

Во время движения на мотоцикл действуют силы сопротивления, вызванные трением качения, потоком встречного воздуха, а при разгоне и торможении еще и сила инерции. При движении в гору к перечисленным силам добавляется сила сопротивления, являющая собой проекцию веса мотоцикла на ось, совпадающую с направлением движения. Способность мотоцикла преодолевать эти силы сопротивления зависит в первую очередь от мощности двигателя. Кроме того, имеют значение механический КПД трансмиссии и ее передаточное отношение, лобовая площадь мотоцикла с водителем, коэффициент сцепления шины с дорогой, масса и моменты инерции вращающихся деталей и мотоцикла в целом.

Силы, действующие на мотоцикл во время движения

Y1 , Y2 — вертикальные реакции переднего и заднего колес;
X1 — результирующая сила сопротивления;
X2 — сила тяги;
Mк — крутящий момент на колесе;
G — вес мотоцикла с водителем

Различают сухой вес мотоцикла — без топлива, масла, инструмента, и полный вес — с топливом, маслом и инструментом. Под полной нагрузкой понимают вес водителя, пассажира и груза. При рассмотрении устойчивости мотоцикла принимают, что вес мотоцикла приложен в центре его тяжести, а вертикальные реакции, уравновешивающие этот вес, — в точках контакта колес с дорогой. Центробежная сила, возникающая при повороте мотоцикла, прикладывается к центру тяжести.

Помимо габаритных размеров мотоцикла (длины, ширины и высоты) влияние на его поведение на дороге оказывает база (расстояние между точками касания дороги колесами), угол наклона рулевой колонки (у дорожных мотоциклов около 60°). За счет того, что ось рулевой колонки расположена не вертикально, точка пересечения ее с дорогой оказывается смещенной от точки касания поверхности колесом. Расстояние между названными точками называется вылетом передней вилки, и этот параметр оказывает существенное влияние на поведение мотоцикла при поворотах.

Основные параметры мотоцикла

an — угол наклона оси рулевой колонки;
AB — вылет передней вилки;
L — база мотоцикла;
G — вес мотоцикла;
h, b — координаты центра тяжести;
1 — ось рулевой колонки

Высота седла тоже имеет значение с точки зрения управляемости, так как она влияет на расположение общего центра тяжести (водителя и мотоцикла). У трех- и четырехколесных мотоциклов к перечисленным геометрическим параметрам добавляется колея. Управляемость мотоциклов с боковым прицепом зависит от положения оси бокового колеса относительно оси заднего. У мотоциклов для бездорожья (в том числе четырехколесных) большое значение имеет дорожный просвет — расстояние от нижней части мотоцикла до дорожного полотна.

Помимо придания мотоциклу качеств устойчивости и управляемости разработчики закладывают в его конструкцию свойства активной и пассивной безопасности.

Средства активной безопасности позволяют снизить вероятность аварии путем активных действий водителя. Активную безопасность мотоцикла повышают высокая удельная мощность двигателя, эффективность работы подвесок и тормозов, максимальный коэффициент сцепления шин с дорогой при любом типе покрытия и его состоянии, хорошая освещенность фарой дороги впереди, удобство расположения органов управления и контрольных приборов, удобство посадки и управления. Яркая, броская одежда водителя и окраска мотоцикла, блокировки (у многих мотоциклов) пуска двигателя при включенной передаче или невозможность тронуться с неубранным боковым упором — также средства активной безопасности.

Пассивная безопасность — это свойства конструкции мотоцикла и экипировки, предотвращающие или снижающие тяжесть травм водителя, пассажира и других участников движения после того, как авария уже произошла. У мотоциклов арсенал средств пассивной безопасности меньше, чем у автомобилей. Здесь пассивную безопасность повышает отсутствие на внешней поверхности острых выступов, углов, кромок (например, шарики на рычагах тормоза и сцепления), наличие энергопоглощающих накладок, надежное закрепление груза, способность зеркал заднего вида деформироваться и обламываться без образования острых выступов и осколков.

« назад
Характеристики мотоциклетных двигателей
далее »
Устойчивость мотоцикла
Copyright © 2009-2018 Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их владельцев.